Процессор Эльбрус - это тупик. Интервью с И. Курдюковым (AltLinux)

Процессор Эльбрус - это тупик. Интервью с И. Курдюковым (AltLinux)

Дмитрий Бачило

1 год назад

218,054 Просмотров

Ссылки и html тэги не поддерживаются


Комментарии:

@user-tk2jy8xr8b
@user-tk2jy8xr8b - 25.03.2024 22:34

Так и почему же Итаниум-то не взлетел? Супер быстрый весь такой, с классным набором инструкций, красивая концепция, от самого аж Интела, а всё равно сдох. Из-за его сложности, не?

Ответить
@etruskiberico4144
@etruskiberico4144 - 06.04.2024 19:44

Ведущий лучше бы помолчал.

Ответить
@MaxPoplavski
@MaxPoplavski - 10.04.2024 18:31

Мне вот интересно, как будет выглядеть ситуация "мы остались без интелл и амд"?
Собственно, я был в такой ситуации! До 91 года!

Ответить
@soulfly7872
@soulfly7872 - 11.04.2024 23:50

Классный гость! Спасибо, Дмитрий.

Ответить
@kazbekdzhanibekov9154
@kazbekdzhanibekov9154 - 12.04.2024 16:08

спасибо за беседу! понял, что необходимо "затачиваться" с RISC-V))

Ответить
@Игромир-77
@Игромир-77 - 24.05.2024 10:32

Скорее Эльбрус посмотрев видео сс всем Уважением для иных задач и там он хорош!но для настольного для игр НЕТ И НЕТ!!!!ибо цена сумасшедшая и по его цене проще и что важно дешевле от интела с какой нибудь rtx 4070! А так видео интересно и полезно но не практично для быта

Ответить
@СергейНовиков-ы8с6ф
@СергейНовиков-ы8с6ф - 17.06.2024 18:44

Короче не хуя своего нового как были в лаптях так и остались

Ответить
@KotBogoed
@KotBogoed - 25.06.2024 10:31

Конечно не верится. Носитесь с этим старьём как с писаной торбой. А воз и ныне там.
И это не в упрек российским технарям.
Просто у Вас нет ни рынков сбыта, которые помогут выйти вам хотя,бы на самоокупаемость.
Я уже не говорю о прибыли.
А без прибыли весь этот Ваш проЭктЪ. Он и выеденного яйца не стоит. И будут у Вас одни гос. инвестиции. А к чему приводит гос. управление и план по валу, как и вал по плану. Мы все таки видели на примере Вашего, почившего Совочка.

Ответить
@ismailshab9060
@ismailshab9060 - 30.06.2024 14:46

Стало понятно, что «Эльбрус» получился очень хороший процессор. Все другие производители процессоров стараются его похоронить.

Ответить
@наблюдатель-з3з
@наблюдатель-з3з - 07.07.2024 01:31

Процессор хороший, и влив вполне жизнеспособна. Проблема как всегда простая - недостаток бабла.

Ответить
@jt_magnum6055
@jt_magnum6055 - 10.07.2024 15:35

пиз===а 2023 год - системники с флопи дискетами, которые мой дед использовал.

Ответить
@alex-37-17
@alex-37-17 - 11.07.2024 19:37

Эльбрус вроде способен до 23 параллельных инструкций на ядро.., но в этом кроется и проблема: длительность выполнения командного слова определяется самой медленной инструкцией и приходится для каждого ядра держать большой резерв вычислительной мощности (т.е. то что было придумано для ускорения вычислений, тормозит их). Невозможность динамически разносить инструкции на параллельные потоки (т.е. компилятор собрал команду из нескольких инструкций.., и пока они все не выполнятся, команду отменить нельзя.., или из-за ошибки предсказания перехода нельзя отменить одну инструкцию, а приходится отменять всю команду из нескольких инструкций - опять тормоза).
Теперь смотрим на Интеловские процессоры - по сути их современные процессоры, это компиляция Х-86 и VLIW (системы параллельных инструкций) - то есть они взяли часть от Х-86 и часть от VLIW (только там не до 23 параллельных инструкций за такт, а 4 или до 8 вроде довели).

Ответить
@Дракончик-и8э
@Дракончик-и8э - 28.07.2024 10:13

Если простыми словами, то x86 обрабатывает более простой код, но быстрее, а Эльбрус способен обработать, грубо говоря, команду которая содержит в себе 5-10 команд x86, но ее сделает это в 2-3 раза медленнее. Притом, если законвертить в Эльбрус команду, сделанную из 1 команды x86, то он все равно обработает ее в 2-3 раза медленнее.
Поэтому для x86 программист лабает без заморочек и все работает, а чтобы раскрыть Эльбрус надо, блин, написать симфонию.

Ответить
@романкириленко-д8с
@романкириленко-д8с - 03.08.2024 19:28

Расия машину путевую сделать,какие процессоры?😂😂😂
Смешно

Ответить
@MrBurarum
@MrBurarum - 14.09.2024 10:51

JIT сделан только для того, чтобы уйти от исполняемого файла. Внёс изменения в программу, выложил релиз и Вася кот. Юзверь качнул код и получил новый релиз. Ведь JIT стоит у него на компе. Поэтому код и не оптимальный, и медленный, и памяти жрёт как не в себя. Сейчас не программисты, а (дальше только маты). Модники и метросексуалы хуевы.

Ответить
@SkyNext-o5s
@SkyNext-o5s - 14.09.2024 23:46

Вы не сможете играть в игры потому что, если перекроют каналы поступления процессоров, то так же могут перекрыть каналы поступления видеокарт, и что тогда? Видеокарты не менее сложный компонент, чем процессор и по цене и по сложности. Но видеокарт даже в проекте нет, а без видео даже офисный пакет не запустить...

Ответить
@JamesSmith-ix5jd
@JamesSmith-ix5jd - 16.09.2024 00:41

Как вы надоели уже пилить государственные деньги в пустую.
В России достаточно спецов которые могут написать первоклассный ЦПУ на бумаге. Но написать архитектуру на VHDL и потом сделать это в железе - это две огромные разницы. Для второго нужна литография самого лучшего образца в мире. Создать такой завод считай с нуля, это триллионы долларов и десяток лет.
Но. Даже это вам не поможет. Предположим есть чит код на деньги и можно построить любой завод или даже 10 таких, самых лучших в мире...
Но, архитектура то всё равно нужна x86-64 совместимая, потому что без этого у вас не пойдёт линукс и офис и никому нафиг не нужен будет такой компьютер.
Но, даже создав идеальный проц, который совместим с x86-64 и который на уровне с современными AMD и Intel, вы получите санкции - этот проц не купит никто кроме может быть Беларуссии. Китай не купит, потому что им нужно своё делать, Иран и Сев. Корея не купят, потому что денег таких нет, а все остальные не купят из за санкций. А рынок вам нужен от 2млрд. человек что бы это было хоть както рентабельно. По итогу всё это бесполезно. Сделать свою цифровую промышленность можно только за 50-70 лет как это делали Американцы. Начиная с самых основ - простенькое железо, весь стек и ОСь с полного нуля писать. Проблема только что это никому не нужно в условиях открытого рынка, то есть либо закрывать железный занавес 2.0, либо просто забить и покупать через третьи страны доплачивая барыгам.

Ответить
@vonKondr
@vonKondr - 16.09.2024 10:17

Прошёл год - и Loongson, основанный на RISC в формате MIPS, уделал "Эльбрус" и по производительности, и по объёму выпуска.

Ответить
@ruwatch1008
@ruwatch1008 - 17.09.2024 09:30

конечно можно эльбрус развивать... но с запоздание в 20 лет

Ответить
@ruwatch1008
@ruwatch1008 - 17.09.2024 09:34

ребята, вы попаздываете на 20 лет )))

Ответить
@Дмитрий-о6е2р
@Дмитрий-о6е2р - 17.09.2024 16:58

Какие у вас будут компьютеры без Intel и and?! На чем вы собираетесь делать процессоры?!😂

Ответить
@АлександрК-э7м4в
@АлександрК-э7м4в - 19.09.2024 01:43

Эльбрус - это такая же помойка, как и всё россиянское. Это было ясно с самого начала. Ничего стоящего, а уж тем более конкурентного с западом, россияне сделать неспособны. Могут только украсть или подобрать с западной помойки и выдать за свои инновации, но реализация всегда будет отстойной.

Ответить
@scpmr
@scpmr - 25.09.2024 17:32

Нормальный проц. Для всякой военной техники где желательно использовать свое сойдет

Ответить
@slavka012
@slavka012 - 26.09.2024 21:03

Дядя какую-то пургу несет. Никто специально не оптимизирует код, ни под х86 ни под арм ни под что другое. 99% программеров вообще не в курсе архитектуры процов.

Идея что под эльбрус надо как-то писать по особенному это дичь. Есть компилятор для этого.

Ответить
@Конец_Света_Начало
@Конец_Света_Начало - 27.09.2024 14:19

Нахер ты лезешь со своими тупорылыми пояснениями? Умному человеку слова сказать не даёшь!

Ответить
@АдамСмит-ы7р
@АдамСмит-ы7р - 27.09.2024 23:11

Немного странное нытьё про сложность компиляции: ahead-of-time сложно, потому что неудобно интегрировать PGO, just-in-time со встроенной профилировкой сложно, потому что три стека (в чём собственно усложнение, не ясно, на самом деле)...
Ну да, рассчитывать, что МЦСТ с его смешными бюджетами сможет в сильно более качественный RnD компиляторов, чем в своё время Intel, не приходится, разве что возможность стоять на чьих-нибудь плечах может помочь

Ответить
@evddemchenko7430
@evddemchenko7430 - 02.10.2024 19:11

помню срач на ixbt кадра с ником Matik о узости шин кеша у эльбруса невозможности локализации и опасности произвадства на Тайване, за 25 лет до некоторых стало доходить.

Ответить
@MS-vl5jc
@MS-vl5jc - 02.10.2024 23:02

да уж, импортоотменяемость Эльбруса выполнена на 100%

Ответить
@marxtl3842
@marxtl3842 - 10.10.2024 13:15

ну и на х.р он нужен, хлам не документированный

Ответить
@alexanastasiev2489
@alexanastasiev2489 - 10.10.2024 19:55

даже не представляю сколько надо предложить денег энтузиасту чтоб заинтересовать получать его удовольствие от занятия эльбрусом.

Ответить
@dmitrykolmakov3588
@dmitrykolmakov3588 - 18.10.2024 20:09

Видео не актуальное, АО "МЦСТ" открыло код ключевых программных компонентов для архитектуры "Эльбрус

Ответить
@КонстантинШарашов
@КонстантинШарашов - 27.10.2024 09:48

как это Эльбрус НАШ? А разработка под контролем SUN? А первичная регистрация на Кайманах? А первичное лицензирование в США? А передача лицензии из США в Россию?

Ответить
@johnsmith6260
@johnsmith6260 - 29.10.2024 03:03

Проблема сложная. Я бы не говорил с такой уверенностью что открыв архитектуру и привлекая контрибьюторов проблема решится. Одна решится, другая появится. Учитывая сколько западного софта работает на Эльбрусе и зная детали архитектуры можно навредить.
Но тема не совсем раскрыта. Я согласен что трудно создать такую виртуальную машину, которая бы эффективно преобразовывала код оптимизированный для одной архитектуры под другую.
Но почему трудно компилятор с высокоуровнего языка оптимизировать под Эльбрус? Программисты энтерпрайз софта понятия об архитектуре компьютера не имеют когда код пишут. С графикой и системным по сложнее. Даже внутри Интел архитектуры по не заточенное для NUMA например будет работать медленно.
Софт надо переписывать. Ведь в этом основная проблема - западный софт пытаются запустить на Эльбрус.
Так дайте денег чтобы люди переписывали открытое системное по. Надо было давно дать понять чтобы не под оракл писали прикладное а под открытое. Понятно что портирование займет пару лет.
Мне кажется мало денег в эту область выделяется. Иначе результаты были бы лучше. Наверное надо две три платформы развивать из тех что перечислили.
Странно что нарекания на JIT. Это ведь в высокоуровневых языках где работа с программиста переложена на компилятор больше чем в нативных компиляторах типа c++. И переносить оптимизированный плюсовиком прикладной код сложнее должно быть. Чем один раз jvm, clr портировать.
Что-то здесь не так.. денег на это дают? Люди есть?
Раз с itanium сравнивает значит все неплохо. Интел связан обратной совместимостью. А здесь таких проблем нет. Можно и доработать для большей многоядерности. Хотя 128 регистров наверное многовато... Функции сейчас короткие. Столько переменных нет. И при каждом вызове или переключении контекста все это на стек копировать...
Три стека наверное дают что-то. По сути это только на несколько регистров больше в цпу. Но это так себе преимущество. Про конвейер бы лучше сказали. Это важнее. Векторные операции есть - очень хорошо.
Берии не хватает вам для разгона. Он бы и денег выбил.

Ответить
@johnsmith6260
@johnsmith6260 - 31.10.2024 12:11

Было бы замечательно записать систематическое представление архитектуры Эльбруса. Как лекция. Насколько NDA позволяет.

Ответить
@antony6911
@antony6911 - 13.11.2024 06:20

Спасибо интересный собеседник и интервью в целом.
Госразработки обречены на говнокачество. Это доказала эра 90-х, когда начали копировать западные процессоры типа 8080 и другие, делать на их базе отвратительные, ненадёжные, кривые, скрипучие, ломучие, малосовместимые русские компы.
Когда деньги уже гарантировано даны, когда госзаказ будет гарантированно обеспечен школами там, мед предприятиями и прочее, и когда нет конкуренции - не будет стремления сделать конкурентный качественный продукт, который победит на рынке. Вот так и получается такое скрипучее говно как БК-01001 или миллионные партии ломучего говна УКНЦ с хорошей клавой под которое нет софта и инфроструктуры, которое в принципе не заточено под задачи компьютерных классов. Сравните с прекрасными неубиваемыми, производительным ямахами мсикс кувт, под которые было всё что нужно.
Только на рынке компов, где есть реальная конкуренция рождаются качественные продукты такие как pc, mac. Ничего не изменилось с 90-х, всё на дне, и с этого дна некоторые проплаченные или с патриотизмом головного мозга кричат - гойда. 30 лет занимались гибкими айфонами чубайса, распилом бобла и вот результат.

Ответить
@zaretskysa
@zaretskysa - 18.11.2024 18:54

Интересное интервью. Размеренно, но интересно.

Ответить
@superiormihail
@superiormihail - 18.11.2024 21:19

Компьютер за 450 тысяч это то что нужно для нищего населения

Ответить
@yuryktn
@yuryktn - 22.11.2024 18:49

Шел 2024 год, АО "МЦСТ" передано во внешнее управление НПЦ "ЭЛВИС".

Ответить
@grigcnc3504
@grigcnc3504 - 26.11.2024 22:29

до чего же xapя неприятная у этого Бацило

Ответить
@vladapple8464
@vladapple8464 - 04.01.2025 21:32

Aaaa Я ору)) ну и фейсы у дыного протогониста этого экшена)

Ответить
@vladapple8464
@vladapple8464 - 04.01.2025 21:33

Эльбрус пишут и рисуют на интелЭ 😂

Ответить
@alexvasilenko6352
@alexvasilenko6352 - 10.01.2025 02:24

Пожалуйста не слушайте И. Курдюкова, он пиздит. У интела ни одного Fab Site не то что в Китае но и в азии вообще. Вы ошиблись или специально?

Ответить
@s1lv3r_d3v1l
@s1lv3r_d3v1l - 20.01.2025 15:02

Дмитрий, как жаль что вы прекратили эксперименты с Эльбрусом. Я видимо один такой, кто хочет видеть побольше такого контента у вас на канале... Насчёт интервью с технарями, это вообще бомба, свою аудиторию такие интервью точно нашли бы.

Ответить
@mrxprojects
@mrxprojects - 27.01.2025 18:03

Шлак этот Эльбрус. Был... Насколько я знаю он уже мёртв.

Ответить
@kitfactory1433
@kitfactory1433 - 31.01.2025 01:43

Послушать конечно интересно.. нооо а что толку от эльбруса если он заточен под гос, и рядовому пользователю в руки никогда не попадёт

Ответить
@ru_lf_train
@ru_lf_train - 07.02.2025 19:25

Откровенно слабый выпуск, ни автор, ни гость не вывозят. Смесь правды и полуправды

Ответить
@тортторт-п5я
@тортторт-п5я - 18.02.2025 16:51

Верим, молимся и терпим девиз РФ. В моём понимании это идиотизм. Ничего не изменилось за 35 лет (носим воду в решете).

Ответить
@seregayvelir9236
@seregayvelir9236 - 04.03.2025 01:08

У Эльбруса проблема, не совсем понятная... - Зачем напрягаться программистам в погоне подгонки стороннего софта к изделию... - Когда суть успеха в ином. - Для начала а оно длится уже десятки лет стоило-бы создать конкретную пусть не большую совместную компанию, обучить асэмблеру под эльбрус молодых студентов... - Написать свой собственный язык программирования с сто процентной эффективностью для эльбруса на высокий уровень(за столько-то лет это могли-бы сделать несколько десятков человек в раз)... - Государство уж могло-бы обеспечить зарплатой сотню работников несколько десяток лет... - Далее, всё пойдёт по накатаной... - При имеющимся языке более высокого уровня и возможности его компилировать идеально под эльбрус скорость написания софта увеличится в разы... - И как-раз таки энтузиасты и подтянутся... - Когда будет своя собственная архитектура, полноценный низко уровневый язык и язык уровнем выше, будет написана своя собственная ОС, свой собственный софт... - Пойдёт полноценная работа программистов и собственно самих разработчиков процессора... - То есть, совместное решение для ускорения работы всех систем и дальнейшего ускорения более требовательного софта... - Собственно так и рождаются Легенды... - Не надо гоняться за создателями которые уже подошли к тупику... - Возьмите виндовс экс пи, оптимизировав его под современное железо скорость работы была-бы в сотни раз быстрее чем таже виндовс 10... - В погоне за баблом, корпорации уже давно перешли все грани разумного... - Не загрузив до отказа старое железо не заставишь людей бежать за новым в магазин!!! - И это только верхушка айсберга... - Если Эльбрус создан буквально со своей собственной архитектурой, то у него По любому должна быть только своя база, низко уровневый язык, и хотя-бы один(для начала язык) уровнем по выше... - За пру-то десятков лет, это уже должно иметь место... - А вот как-раз таки энтузиастов в мире уж тем-более в России предостаточно... - До сих пор, есть те кто гоняют третии пеньки, и пни чуток по старше начала двух тысячных, пытаясь создавать софт для выжима всех соков, так сказать из старичков - просто, по тому что вся инфа доступна, на сами компы цена копейки(на свалках валялись целиком системники в своё время), есть подробный асэмблер, имеется куча языков по выше уровнем и компиляторы к ним, разнообразные среды разработки и тд. и тп... - А самое хорошее, один человек способен написать затратив немного времени полноценный софт!!! - Своя собственная ОС, язык высокого уровня и компилятор к нему, среда разработки - И вот уже в институтах России студенты создают софт, работают над внесением изменений в ту-же ОС!!! - Сталкиваясь с проблемами программисты, сообщают разработчикам процессоров что было-бы желательно улучшить, разработчики решают в каком направлении двигаться и каждая новая модель процессора приобретает новые функции и быстродействие(далеко не всегда это чистота и более мелкий тех процесс)... - Свой собственный язык, раскроет полноценно всю задумку направления Эльбруса именно на его собственной архитектуре... - И будет вам счастье!!!

Ответить